Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Психическое явление Превосходство
или мотивация воли

Относится к   «Психические явления»

Об адаптивной роли явления превосходства, начиная с базовых механизмов реализации осознанного внимания.

Превосходство субъекта над соперником сопровождается позитивным переживанием, и наоборот, если превосходят его в противостоянии - то негативным. Превосходство - настолько важная оценка, что она способна кардинально изменить существующий эмоциональный контекст - стиль отношения и поведения, и чем более критичен для жизни предмет сравнения в превосходстве - тем более выражено эмоциональное воздействие.  

Явление превосходства обладает  многими эволюционными преимуществами: соревновательностью особей стаи, требующая напряженного совершенствования (негатив такой соревновательности в виде уничтожения сородичей эффективно убирается отбором), минимизацией рисков с оценкой своих возможностей и начинается таким ключевым приобретением сознания как воля. Роль превосходства представляется настолько очевидной, что не требует доказательств ни в конкретных проявлениях, ни в обширности приложений.

Адаптивная направленность психики позволяет не просто констатировать уже реализованное превосходство, но и прогнозировать его заранее по определенным признакам. Превосходство проявляется в сравнении себя с другими или при наблюдении противостояния других особей, да и не только особей, а любых субъективных моделей, воспринимаемых в контексте противостояния (например, превосходство воды над огнем), в том числе моделей самого себя. Таким образом, это явление оценки - сугубо субъективное, не существующее вне психики и сознания.

Позитивная функция превосходства проявляется в том, что в животном мире часто соперничество заканчивается просто убедительной демонстрацией своего потенциального превосходства, без боя и с сохранением жизни. У людей часто также противостояние ограничивается тем, что один человек явственно и очевидно видит решающее превосходство соперника в возможном конфликте еще до его начала и отказывается от его развития.

Но у людей при оценке превосходства учитывается очень много факторов и условий. Так, если без свидетелей отказаться от выяснения реального преимущества довольно просто без потерь самооценки, то в случае свидетелей появляется такая вещь как важность оценки окружающих или даже надежда на то, что окружающие примут его сторону, а то и попытка угрожать правовым продолжением конфликта в органах правопорядка. Убедить в превосходстве в таком случае становится гораздо сложнее и вырабатываются различные стереотипы поведения вроде "никогда не сдаваться". Понятно, что любой стереотип может быть нарушен достаточно серьезным негативным опытом его применения и тогда учитываются те признаки обстоятельств, которые в следующий раз заставят избегать такого поведения.

 

Понятие превосходства формируется, как любые другие понятия, на основе более простых распознавателей - сначала на основе распознавания большей или меньшей величины чего бы то ни было при сопоставлении. Превосходством это начинает осознаваться тогда, когда сопоставляются величины важных для спорных отношений признаков, например, сопоставление физической силы, которая может оказаться решающей в споре. К распознавателям превышения одной из величин над другой добавляются распознаватели контекста спорной ситуации, в которой эти величины могут иметь значение. Причем это сопоставление осуществляется в виде прогноза результатов различных возможных вариантов развития ситуации.

В общем виде, дерево ветвления развития разных вариантов соперничества при сопоставлении конечных результатов двух или нескольких мыслительных моделей приводит к возможности выбора наиболее желательного для себя или предпочтительной модели (болельщик). В отличие от других подобных операций выбора наиболее желательного, оценка превосходства всегда ограничена контекстом соперничества, и этот контекст придает всю характерную специфику, столь важную для адаптивности.

В отличие же от более древнего рефлекторного поведения, когда получение позитивного подкрепления формирует поведенческую цепочку так следовать впредь (после достаточно количества повторений), а негативное подкрепление формирует блокирование, избегание действия и все основывается на уже осуществленных попыток действий, использование прогноза предполагает сопоставление до совершения действий, но на основе уже ранее имеющегося опыта, позволяющего оценить возможные последствия действий в данной ситуации. Так, что если ситуация слишком нова и неопределенна, то нет и уверенного прогноза, и предварительная оценка превосходства становится невозможной. Поэтому дети много раз пытаются переиграть физически или умственно более подготовленного соперника пока для них не становятся совершенно ясными последствия, и тогда они могут остановиться вовремя без нанесения себе вреда или, наоборот, уверенно реализовать свое преимущество.

При этом, такой механизм может быть приложен не только к внешнему сопернику, но и к самому себе тогда, когда в новых условиях нужно решить, насколько правильным было бы или следовать привычному действию или применить что-то новое. Второе - порождение произвольности и требуется волевое усилие для ее реализации, чтобы преодолеть то, что сулит привычное. Успешность реализации произвольности оценивается как превосходство нового решения над старым и закрепляется в виде автоматизма для использования впредь, а неудача оценивается как поражение в притязаниях и закрепляет реакцию избегания.

Таким образом, произвольность воплощается механизмом прогностической оценки превосходства одного противоборствующего фактора над другим и приводит к закреплению автоматизма по результатам реального применения предполагаемого превосходства.

 

Превосходство - очень древнее психическое явление оценки преимуществ живых или даже неодушевленных соперничающих сил, что позволяет использовать это для выбора наиболее рационального поведения. Это порождает множество стереотипов поведения (поведенческих автоматизмов), сформированных самостоятельно или на основе наблюдения чужих действий. Это порождает множество социальных условностей, пониманиями причастным к данной культуре, что регулирует взаимоотношения.

В ранних социальных образованиях иерархии лидерства, в любых диких стаях животных превосходство демонстрируется установившимися в социуме символами и признаками, которые понимаются одинаково, что позволяет особям обманывать других, имитируя признаки превосходства на свой страх и риск. Даже в самых развитых культурах акутальны все те же поведенческие стереотипы, основанные на оценках превосходства, которые могут вытесняться более зрелой произвольностью на новом уровне понимания. Это так же переходит в культуру, становясь общей условной этической нормой, далекой от примитивного соперничества в лидерстве и получения личных преимуществ. А потому как в социуме присутствуют особи на всех стадиях развития своей произвольности и ее мотивации, то проявления превосходства бывает на любом уровне его воплощения, от примитивного противостояния в обладании преимуществом или жизненными благами до высших проявлений произвольности в индивидуальном творчестве, результаты которого оцениваются как превосходство одного решения над другим в достижении определенной цели.

Наиболее примитивные проявления облекаются в различные порождаемые противостоянием формы, вплоть до эпатажных, когда становится важным унизить оппонента перед другими для утверждения собственного превосходства. То, что человека не унижает в виде собственных мыслей, унижает, высказанное оппонентом, у которого как бы появляется аргумент для унижающей оценке обществом.

Так, чуть ли не повсеместно распространена практика унижения новичков для того, чтобы осложнить ему проявления собственного превосходства. Это сопровождается позитивными переживаниями тех, кто может это проделать безнаказанно. Это не только дедовщина в армии. Буквально везде к новенькому - специфичное, снисходительное отношение и существует немало средств для поддержания этого, вплоть до явного дискомфорта новенького в "высшем обществе". В интернете, в условиях анонимности и безнаказанности это расцветает везде, позволяя немалому проценту людей проявлять свое предполагаемое превосходство всякий раз, когда оппонент в чем-то допускает ошибку или даже вообще безосновательно. При этом неважно, что у эпатажного критика гораздо больше уязвимостей.

Эпатажная форма превосходства проявляется в праве оскорбить. Для этого нужна немалая решимость и воля, основанные на уверенности или иллюзиях таковой. В практике отношений определенного контингента иногда практикуется социальная игра: кто позволит себе шуточное более оскорбительное высказывание, не обижаясь на такое же от соперника.

Наиболее яркие столкновения в выяснении превосходства случаются между незнакомыми людьми, когда необходимо быстро сориентироваться, блефовать, применяя весь накопленный арсенал средств подавления соперника. Это - наиболее низкий уровень культуры взаимоотношений, который может быть вытеснен только более определенным и значимыми социальными этическими нормами или собственной достаточно высокой культурой. Сегодня таких людей прозвали хейтерами. Нужно иметь в виду, что существует клиническое проявление хейтерства: психопатия и многие проявления склонности унижать и давать волю своей агрессивности во многом обусловлены имеющимися предрасположенностями к психопатии или уже далеко зашедшей психопатологии. Развитие такого состояния приводит к психозам.
В тесте сайта на "быдловатость" есть пункт: " Я получаю удовольствие, когда мне удается продемонстрировать свое превосходство и не упускаю случая этим заслуженно унизить оппонента.".

Иногда демонстрация превосходства является необходимой профессионально, например, у полицейский и следователей, военных и политиках, не говоря про священников и мошенников.

 

Превосходство - всегда сознательный феномен, необходимый на время осознанной адаптивности к новому, и на уровне уже сформированных автоматизмов не осознается. Рассмотрим это детальные.

Все начинается с такой функции сознания как прогнозирование. Прогноз с выбором наиболее желательного варианта поведения - исключительно сознательный феномен.

Очевидны эволюционные преимущества обладанием прогностическим механизмом: 1) непосредственное предвидение того, чем может закончится вариант действия в данных условиях, 2) выбор наиболее желательного предполагаемого варианта из нескольких возможных, 3) выбор наиболее желательного варианта действий в обозримом масштабе времени (предпочтение воздержаться от меньшего для более позднего достижения большего).

Можно заметить, что любое прогностическое действие требует осознанного внимания к нему. Если одновременно могут выполняться множество самых различных поведенческих цепочек неосознаваемых автоматизмов и рефлексов, то прогноз рассматривается только в одном, актуальном фокусе осознанного внимания. Это - сугубо сознательная деятельность и многое ставит в одну общую целостную картину: любой прогноз начинается с "ориентировочного рефлекса", с привлечения осознанного внимания. Тут проходит грань между сознанием и неосознаваемым.

Принцип прогнозирования заключается в том, что выработанные прежним опытом цепи управления реакцией могут выполняться без совершения действий, для которых они предназначены, и сразу, без промежуточных действий приводить к тому конечному звену, которое оказывается образом привычных последствий с оценкой их позитивности или негативности.

Во сне цепочки управления реакциями в ассоциативных зонах мозга могут протекать без совершения действий, связанных с ними. Рассмотрим, как это осуществляется подробнее потому, что эти представления универсальны и окажутся полезными во многих случаях.

Во время выполнения программы действия для таких цепочек срабатывание последующего звена происходит, когда завершится функция предыдущего и приходит пусковой стимул актуальности выполнения последующего. Без такого стимула активность цепочки программы последовательных действий оказывается не достаточной, чтобы активировать звено. Но если вместо пусковых стимулов приложить к звеньям цепочки дополнительный активирующий потенциал, то они сработают быстро одно за другим, моментально активировав последний результат и получив его контекст значимости, определяющий смысл произошедшего. А чтобы при этом одновременно не сработало множество действий по всей цепи, они притормаживаются - так же вдоль всей цепочки. В этом состоит суть произвольного управления вниманием.

Вот почему сновидения протекают так быстро: все действия совершаются ускоренно, не дожидаясь ни выполнения, ни сигналов необходимости в последующем действии. То же происходит при размышлении: мысль может стремительно приводить сразу к конечным результатам, и это кажется просто и очевидно: сразу понятно, чем может закончиться предполагаемое действие, если только есть уже опыт в этом.

Такой ускоренный просмотр становится возможным, если к каждому звену будут подведены входы нейронов, способных активировать это звено, а к тем подпрограммам действий, которые срабатывают от звеньев главной программы, будут подведены выходы нейронов, тормозящих их.

Схемотехнически, для того, чтобы получить прогноз того, чем может закончиться реакция, нужен нейрон, распознающий такую необходимость, к аксону которого от звеньев главной цепи идут дендриты, связывающие их возбуждающими синапсами, а от звеньев подпрограмм действий - дендриты с тормозными синапсами. Это легко понимаемая схема для тех, кто имеет навыки схемотехники.

Тормозная блокировка движений во сне - древнее образование. Это необходимо, чтобы спящее животное не производило движений при случайной активации ассоциативных нейронов, которые неминуемо возникают от оставшихся самоподдерживающихся активностей в фазе сновидений. Эта блокировка так же используется в оборонительном стиле поведения, когда оцепеневшее животное своими движениями не раздражает хищника.

Быстрый просмотр ("опережающее возбуждение" по И. Павлову) предоставляет возможность подсмотреть, какой результат ожидается, если применить данную реакцию. Причем подсмотреть даже не в тех условиях, для которых она была сформирована, а для любых других условий, т.е. исключая контекст, в котором эта реакция однозначно проходила и без которого не выполнялась. Реакция, предназначавшаяся для узкой специфики, может теперь примериваться для возможного ее применения в новых условиях. Мысленно становится возможным выбирать то, что было полезно в одних условиях для совершенно иных условий: выбрать те реакции, которые сулят позитивный результат и не совершать те, что в прогнозе приводят к негативным последствиям.

Прогнозирование непосредственно приводит к феномену произвольности.

Произвольность - не есть нечто совершенно свободное от каких-то условий и факторов решение и не есть совершенно случайное действие. Произвольность - результат осознанного выбора, методы которого вырабатываются жизненным опытом и требуют развития. Кто-то из древних мудрецов сказал, что свобода есть осознанная необходимость, но это - сильно упрощенная, поверхностная трактовка.

Ребенок 3 лет не способен к произвольному приданию значимости, но способен уже переносить авторитарно навязываемые родителями значимости на объекты своего внимания. Ему чрезвычайно трудно не поддаваться боли или, наоборот, не стремиться к сладостям (пока не объестся ими и гомеостаз не запротестует). Можно сказать, что его реакции, по сути, рефлекторные, непроизвольные.

Сначала авторитарное принуждение, затем собственный опыт осмысления происходящего и результатов своих действий - постепенно формирует то, что способно противостоять первичной, "гомеостазной значимости", с очевидным прогнозом, что такой вариант более желателен, в сопоставлении для новых условий он превосходит привычный вариант реагирования.

Ребенка можно убедить убрать у себя в комнате, хотя это ему совершенно не интересно, с одной стороны, применяя наказание в случае захламления, скажем, "потерей" важных игрушек, и с другой - премируя за "помощь маме". Он начинает осознавать, что получает и выигрывает больше, сумев преодолеть неинтересное. И это неинтересное обрастает уже осознанной значимостью, сулящей желаемое после незначительной неинтересной работы. Такая осознаваемая очевидность невозможна без развития механизмов прогноза возможных последствий.

У более взрослых детей, с которыми проводили "зефирный тест", многие осознавали большую выгоду выждать чтобы получить большее, и у них хватало волевого усилия преодолеть непосредственное желание съесть сейчас, но меньше, чем выждать, когда появится больше. В развитии произвольности у детей в целом выявлена тенденция к превосходству.

Когда уже выработан автоматизм в определенных ситуациях делать что-то необходимое, то уже нет проблем с отрицательной мотивацией прогноза, это просто делается без раздумий, волевое усилие уже не нужно.

Здесь есть интересный нюанс. Ранее наработанные автоматизмы означают, что выработаны навыки, достаточно удовлетворяющие желаемому, с позитивной оценкой результата действия. Опыт показывает, что придумывание чего-то нового, чаще всего, приводит к неудачам до тех пор, пока не будет усердно отработано и освоено, пройдя через многие неприятности и негатив ошибок. Это должно здорово охлаждать мотивацию делать что-то новое: "Лучшее - враг хорошего". Только насущная критическая необходимость могла бы заставить что-то предпринять новое, если ее негатив превышает негатив мук творчества. Но многие особи отличаются повышенной мотивацией к творчеству. Это означает, что они учитывают не только муки творчества, а позитив получения превосходства. Если это так, что этот позитив не наследуемый (природа отдыхает на детях гениев), а приобретаемый в опыте ощущения моментов своего превосходства. В таком случае именно это является мотивацией неудовлетворенности существующим - главной движущей силе творчества всякий раз, когда не обстоятельства заставляют, а собственное желание сделать нечто выдающееся.

Умение придавать мотивирующую значимость при понимании нужности выполнения неинтересной работы произвольно настолько, чтобы каждый мог его применить при условии достаточной развитости. Но если человек не видит, зачем это нужно, то такая бессмысленная работа трудно позитивируется, не очевидно ее превосходство.

Зачем нужно убирать в квартире? "Зачем" - работа прогностического моделирования на основе приобретенного опыта: не убрав месяц, получаем нежилой вид и яркие картины позора перед гостями. С очевидностью представляя выгоду, позитив от волевого преодоления привычного мотивирует поступить вопреки непосредственному желанию, и такая с очевидностью осознанная значимость, отличающаяся от более непосредственной, локализуется уже в более высокоуровневых структурах мозга. Это можно назвать произвольно заданной значимостью - осознанным решением, или можно назвать позитивированием - убедительно, с очевидностью для себя прогнозируя выигрыши и плюсы уборки.

Конечным действием произвольности является ее воплощение в виде волевого усилия тогда, когда становится достаточно очевидным, что данный вариант более предпочтителен, чем привычный в данных условиях, он прогностически демонстрирует превосходство, которое, в случае успешности реализации, фиксируется долговременно в виде поведенческого автоматизма для данных условий.

Статьи по психическим явлениям:
  • Что такое сознание
  • Что такое Я
  • Одушевление
  • Про психическое явление «Самосознание»
  • Про социальный паразитизм и конформизм.
  • Про психическое явление «Смех»
  • Про психическое явление «Интерес» и «Инициатива»
  • Про психическое явление «Наглость»
  • Про психическое явление «Спор»
  • Про психическое явление «Превосходство»
  • Про психическое явление «Обида»
  • Про психическое явление «Ненависть»
  • Про психическое явление «Ложь»
  • Про психическое явление «Лень»
  • Про психическое явление «Уверенность»
  • Про психическое явление «Эмпатия»
  • Про психическое явление «Любовь»
  • Про психическое явление «Цель»
  • Неудовлетворенность существующим
  • Воля
  • Психофизиология протеста
  • Личность
  • Ошибка
  • Очевидность
  • Субъективная обусловленность стоимости и цены
  • Боль - как психическое явление
  • Интерпретация
  • Протест очевидности или почему люди спорят?
  • Самообладание
  • Деменция


  • Обсуждение Сообщений: 6. Последнее - 13.06.2018г. 22:28:39


    Дата публикации: 2016-08-9

    Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

    Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
    Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

    Тематическая статья: Рефлексы

    Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
     посетителейзаходов
    сегодня:00
    вчера:00
    Всего:20462471

    Авторские права сайта Fornit